Метафизика в XXI веке
начало мой профиль выход
Философия и практика Бхакти"
Меню сайта
 

Погода

 
 

Друзья сайта

статистика
ЛЕКЦИИ АЧАРЬЕВ

Бескорыстная любовь гопи

Февраль 1997 г., Австралия

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж

По Своей беспричинной милости Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир даровать уннатодджвала расам свабхакти-шрийам. Хотя любовь, с которой служили Кришне Его друзья, Яшода-майи и Нанда, очень возвышенна — это не унната-удджвала-раса.

Я уже рассказывал лилу из «Шримад-Бхагаватам», когда Рукмини, жена Шри Кришны, полностью отдала Ему свое сердце. Следующая история посвящена Сатьябхаме, самой дорогой и любимой царице Кришны. Хотя любовь Сатьябхамы и Рукмини очень возвышенна, тем не менее это не унната-удджвала раса.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ГНЕВ САТЬЯБХАМЫ

Однажды Шри Кришна вместе со Своими царицами сидел в зале собраний: одна из цариц обмахивала Его опахалом из павлиньих перьев, другая — чамарой, третья служила Ему каким-то другим образом. В этот момент в зале собраний появился Нарада Муни с цветком париджата в руках. Этот цветок с райских планет был столь прекрасен, что тут же заполнил своим сладостным ароматом всю Двараку. Нарада Муни подошел к Кришне и сказал:

— Я отдаю этот цветок Тебе, чтобы в моем присутствии Ты подарил его С воей самой любимой царице.

Кришна подумал: «О, Нарада очень хитер. Он хочет поставить Меня в трудное положение». Он знал, что, отдав цветок любой из цариц, Он расстроит и разгневает остальных. Кришна думал: «Зачем Нарада это делает? Как же Мне теперь быть?»

Нарада Муни снова попросил Кришну подарить цветок париджата любимой царице, сказав, что это доставит ему огромное удовольствие. Кришна понял, что Ему не этого избежать: «О, Я не смогу обмануть Нараду, бывалого обманщика!» Кришна взял цветок париджата и обвел взглядом Своих цариц. Каждая из них думала: «О, Кришна любит меня больше всех». Они были уверены в этом, поскольку каждой из них Он говорил: «О, ты — Моя самая любимая царица». Каждая была уверена, что сейчас она станет обладательницей цветка.

Поскольку Рукмини была самой старшей царицей, Кришна вложил цветок париджата ей в руку, и она засияла от счастья. «О, мне повезло быть любимой царицей Кришны», — подумала она. «Теперь ясно, что я — Его любимица».

Другие царицы скривили губы, глядя на это, и особенно Сатьябхама. Она стала похожа на шипящую ядовитую змею, потревоженную палкой.

Пока Нарада Муни наслаждался этой сценой, Шри Кришна думал о том, в каком неприятном положении Он оказался, и что Ему теперь делать. Сатьябхама была столь разгневана, что не в силах была сдержать или скрыть свои чувства. Она тут же покинула зал собраний, сбросила с себя прекрасные царские одежды и украшения и удалилась в залу гнева.

В прежние времена в Индии в царских дворцах всегда была зала гнева, копа-бхаван. Если царица впадала в гнев или сердилась, она снимала с себя царские украшения, надевала старые, грязные, рваные одежды и входила в эту залу. Она садилась или ложилась — но не на кровать, а на голую землю — и принималась плакать и стенать. Услышав ее рыдания, царь приходил к ней и, узнав причину гнева, утешал.

Итак, Сатьябхама удалилась в залу гнева и принялась громко плакать и глубоко вздыхать. Кришна понял серьезность положения и тоже покинул зал собрания. Молча он вошел и сел рядом с Сатьябхамой, но когда Он попытался погладить ей стопы, она, словно разъяренная змея, оттолкнула Его руку.

Шри Кришна хорошо знал, как вести себя с разгневанными женщинами, потому что имел большой опыт отношений с гопи. Он неоднократно утешал Шримати Радхарани, поэтому теперь Ему не составляло большого труда успокоить Сатьябхаму. В Двараке Ему даже не нужна флейта, потому что царицы не проявляют такого сильного гнева, как гопи. Кришна может их успокоить и без флейты. Ему достаточно слегка рассердиться в ответ, чтобы царицы тут же покорились Его воле. Однажды Кришна на царском собрании стал прославлять гопи. Сатьябхама не стерпела этого и покинула зал собраний. Кришна очень разгневался и сказал во всеуслышание: «Пусть уходит из Моего дворца, Я не хочу больше ее видеть. У нее злой отец Сатраджит , и она тоже злая». Кто-то передал Сатьябхаме Его слова, и она тут же вернулась, — от ее гнева не осталось и следа, она стала совершенно покорной.

Гопи не живут у Кришны во дворце, Он не содержит их, давая им пищу, одежду и все остальное. Они ни в чем не зависят от Него и не подвластны Ему. Наоборот, они сватантра, такие же независимые, как и Он. И они могут ругать Его, тогда как Он ругать их не может. Они могут сказать Ему: «Уходи отсюда. Ты нас не содержишь. Мы ни в чем от Тебя не зависим». Ему не так просто их успокоить.

Когда у Кришны ничего не получается, Он обращается за помощью к Лалите и Вишакхе. Если это не помогает, Он обращается к Субалу. Если и это Его не спасает, Он прибегает к помощи С воей вамши, флейты, и играет мелодию, исполненную каруна-расы, скорби разлуки. Играя на флейте, Он говорит гопи: «Я не могу без тебя жить. Я умираю, умираю». И тогда они снова принимают Его.

Однажды Шримати Радхика так сильно рассердилась на Кришну за Его плохое поведение, что долгое время испытывала ман ( трансцендентный ревнивый гнев) и не хотела с Ним встречаться. Уже много дней Кришна пребывал в великой скорби и искал возможности Ее успокоить. Он принял прибежище у лотосных стоп Лалиты и Вишакхи, которые шепнули Ему на ухо, как найти выход из этой ситуации. Следуя их совету, Он переоделся учеником-монахом и ранним утром пришел в дом Шримати Радхики в Явате за милостыней. На Нем был священный шнур и деревянные сандалии, в руках Он держал зонтик из пальмовых листьев. Он сказал:

— Я - брахмачари, шишья (ученик) Гаргачарьи. Я остаюсь в каждом доме не дольше, чем необходимо, чтобы подоить корову. Если я уйду ни с чем, то на этот дом обрушатся бесконечные несчастья: начнется падёж среди коров, или умрет их владелец вместе со всеми членами семьи.

Джатила, свекровь Шримати Радхики, увидела прекрасного брахмачари, сияющего, как солнце, и повторяющего имя имперсонального ниргуна брахмана: Алака ниранджана! Алака ниранджана! — как это обычно делают санньяси-майявади.

Джатила хотела подать Ему милостыню, но Он отказался принять что-либо из ее рук.

— Я не уверен, ты замужем или ты вдова. Если есть в твоем доме целомудренная женщина, увидев которую, сразу можно понять, что она замужем, Я приму от нее милостыню.

Джатила удалилась в дом и обратилась к Шримати Радхике:

— О, дорогая дочь, к нам пришел могущественный йоги-ученик, брахмачари. Он сияет, словно солнце. Он кажется живым воплощением Вед. Пожалуйста, окажи Ему почтение. Будь
покорна перед Ним. Я прошу Тебя, подай Ему милостыню.

Но Шримати Радхика отказалась:

— Ты всегда ругаешь Меня за то, что я разговариваю с юношами, говоришь, что у Меня нет целомудрия. Никуда Я не пойду, будь Он брахмачари, йоги или даже сама добродетель.

Джатила попыталась Ее уговорить, но Шримати Радхика наотрез отказалась. Тогда Джатила обратилась к Лалите и Вишакхе:

— Она не слушает меня. Если она не пойдет дать милостыню этому юноше, среди наших коров начнется падёж, и сын мой Абхиманью умрет. О, пожалуйста, помогите мне!

Лалита и Вишакха обратились к Шримати Радхике: —Ты должна послушать Свою свекровь и подать милостыню. Так или иначе, они уговорили Шримати Радхику. Она наполнила золотой горшок зерном, мукой, гхи, далом, золотыми монетами и другими ценностями. Полностью закрыв лицо вуалью, Она покинула Свою комнату и в сопровождении сакхи появилась перед Шри Кришной. Он раскрыл уттарию и, когда Она стала подавать Ему милостыню, вдруг сказал:

— Я пришел издалека за милостыней другого рода. Улыбнись и отдай Мне Свой гнев, — и Я буду счастлив. А иначе Я умру!

С едва заметной улыбкой Шримати Радхика перевернула Свой горшок, но не в фартук, а Кришне на голову. Смеясь, Она тут же убежала в дом вместе со Своими сакхи. Кришна остался очень доволен.

Шри Кришна всегда находил способ успокоить Шримати Радхику и гопи. Если Его флейта вамши не помогала, если Лалита и Вишакха не помогали, если Шридама и Субал не помогали, если Сам Он уже не знал, что делать, Он придумывал что-нибудь новое.

Однако в Двараке Шри Кришна не нуждался в помощи вамши, Лалиты, Вишакхи, гопи, Субала или Шридама. Ему достаточно было сказать царицам несколько сердитых слов, но к этому оружию Он обращался, в крайнем случае. Сейчас Он мягко обратился к Сатьябхаме :

— Почему ты сердишься? Рукмини Я дал один цветок, а тебе подарю дерево париджата , которое ты посадишь у себя в саду. Пожалуйста, не гневайся.

Сатьябхама отвечала:

— Уходи, я не хочу Тебя видеть! Ты всех обманываешь, я не верю ни одному Твоему слову! Каждая из нас неоднократно слышала от Тебя, что дорога Тебе больше всех на свете. Ты говорил это, не придавая С воим словам никакого значения. Ты просто обманул нас всех! Кришна сказал:

— Я не обманывал тебя, поверь Мне. Если хочешь, проверь Меня, дай Мне еще один шанс.

— Ну хорошо. Ты говоришь, что можешь посадить в моем саду дерево париджата, полное цветов. Сделай это, и я буду счастлива.

Тут же Шри Кришна посадил Сатьябхаму на спину Гаруде и вместе с ней отправился в царство Индры, где убил демона Наракасуру. Затем они прибыли в рай, и Шри Кришна сказал Господу Индре:

— Мы всегда были друзьями, и сейчас Я хочу попросить у тебя одно дерево париджата. Я отнесу его на Землю и посажу в саду Сатьябхамы. В райском саду Нандана-канана много этих деревьев. Пожалуйста, доставь Мне удовольствие, подари одно из них.

Однако Господь Индра ответил:

— Ты слишком дерзок! Сейчас же убирайся из рая! Возвращайся на Землю! Люди недостойны даже одного цветка париджата, не говоря уже о целом дереве. Как Ты сюда попал? Человек достигает рая ценой суровых аскез на протяжении лакхов лет. Уходи!

Шри Кришна ответил:

— Я пришел только за деревом париджата, которое сейчас вырву с корнем!

Получив отказ Индры, Кришна верхом на Гаруде появился в саду Нандана-канана, вырвал с корнем дерево париджата и отправился обратно в Двараку. На полдороге Индра вместе со своим сыном Джаянтой напал на Кришну, пытаясь отбить дерево. Но Кришне на помощь пришел Его сын Прадьюмна, который сразился с сыном Индры. Шри Кришна одержал победу над Господом Индрой и его воинами и вернулся в Двараку. Он созвал всех цариц во дворец Сатьябхамы и у всех на глазах посадил у нее в саду дерево париджата. Счастливая Сатьябхама выразила почтение всем остальным царицам Кришны. Если бы Кришна отдал это дерево Рукмини, Сатьябхама никогда бы не пришла к ней во дворец. А Рукмини присутствовала на этом событии во дворце Сатьябхамы. Хотя она выглядела очень грустной и думала: «О, Кришна доволен Сатьябхамой, теперь она — Его любимая жена», — она не проявила признаков печали.

Очевидно, что в Двараке имеет место соперничество, но оно лишено враждебности. Такое соперничество представляет собой определенное проявление апракрита-премы, трансцендентной любви, которая доставляет Кришне удовольствие. И все же, хотя любовь Сатьябхамы в служении Кришне очень возвышенна, она не является унната-удджвалой, потому что унната-удджвала раса — это уникальная особенность гопи.

УНИКАЛЬНОСТЬ ГОПИ

В целом всех гопи можно разделить на две категории: нитья-сиддха и садхана-сиддха.

1. Нитья-сиддха. Нитья-сиддха (вечно освобожденные) гопи бывают двух типов: кая-вьюха — представляют собой непосредственное проявление тела Шримати Радхики; нитья-сиддха-дживы — представляют собой вечно совершенные живые существа, которые изошли из тела Баладевы Прабху и приняли облик гопи. Они никогда не приходят в контакт с материальной энергией.

2. Садхана-сиддха. Садхана-сиддха гопи также бывают двух типов:

- Айаутики — это гопи, которые приходят в земной Вриндаван индивидуально или парами.  Йаутики — это гопи, которые собираются группами. Их также можно разделить на три категории:

А — риши-чарис, или муни-чарис, то есть мудрецы из леса Дандакаранья;
Б — шрути-чирис, то есть олицетворенные Веды и шрути-мантры;
В — те, кто приходят из Джанакапура .

Когда Рама пришел в Джанакапур, чтобы жениться на Сите, незамужние царевны Джанакапура почувствовали желание выйти за Него замуж. Совершая садхану в течение многих жизней, садхана-сиддха гопи полностью избавились от гнева, вожделения, жадности и мирских желаний. Они провели много жизней на уровне садханы (садхана-авастха), прежде чем достигли совершенства. Постепенно они обрели ништху (непоколебимость), ручи (вкус) и асакти (привязанность). В конце концов, шуддха-саттва из сердца рагатмика-гопи вошла в их сердца, и они обрели бхаву и затем прему. Это бывает исключительно редко. Редко встретишь преданных, которые приходят в праката Врадж, когда Кришна являет на Земле Свои игры. Такие преданные чужды мирским желаниям, боли, страданиям и печали. Они даже не осознают их, полностью освободившись от них в процессе садханы. Затем они достигли бхавы. На высшей стадии бхавы они рождаются во Врадже.

Кая-вьюха гопи, которые являются непосредственным проявлением тела Шримати Радхики, имеют прямой доступ в раса-пилу, которая проходит в рощах Вриндавана. Благодаря заботам Йогамайи они не встречают никаких препятствий. Нитья-сиддха гопи также имеют свободный доступ в танец раса. Однако садхана-сиддха гопи, которые впервые вступили в земной Вриндаван во время проявленных игр Кришны, сталкиваются с препятствиями и не могут войти в раса-лилу. Кто это, садхана-сиддха гопи! Одни из них поклонялись богине Катьяяни в надежде выйти замуж за Кришну. Они молились:

катйайани маха-майе
маха-йогинй адхишвари
нанда-гопа-сутам деви
патим ме куру те намах

«Пожалуйста, дай мне благословение, чтобы Кришна стал моим мужем». Поэтому они родились во Врадже в семьях гопи, и каждая из них вышла замуж за пастуха, гопа. Они неоднократно слышали о славе Шри Кришны, и у них развилась величайшая любовь к Нему, желание встретиться с Ним. В ту ночь, когда Кришна созывал гопи на раса-лилу, они услышали флейту Кришны и уже побежали было на встречу с ним, но мужья их остановили.

Многие другие садхана-сиддха гопи, которые общались с нитья-сиддха гопи беспрепятственно встретились с Кришной, но гопи, которые недавно появились во Вриндаване, у которых были дети и определенные отношения с мужьями, не в силах были этого сделать. Почему мужья смогли их остановить? В их сердцах еще оставались кошайи , которые не позволили им идти. Когда мужья их остановили, они стали гореть в огне разлуки. Это чувство было таким сильным, что уничтожило в их сердцах все остатки ашубха (неблагоприятного) и шубха (благоприятного). В медитации они увидели Кришну и обняли Его так сильно, что в момент этой встречи (милана) освободились даже от всего благоприятного (шубха).

Что такое кошайя! В сердцах гопи не было ничего материального, никаких материальных желаний. О каких тогда элементах шубха и ашубха идет речь? Сами гопи не сгорели. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и другие ачаръи говорят о том, что в их сердцах сгорели благоприятные и неблагоприятные настроения. Встретив Джагая и Мадхая, Шри Чайтанья Махапрабху не стал сносить им головы. Не прибегая к оружию, Он лишь изменил их настроение, и они начали новую жизнь. Они не возвращались больше к прошлому, потому что плоды их греховной и благочестивой деятельности были уничтожены. Нужно понять, что нас связывают как грех, так и мирское благочестие, препятствуя нашему служению Господу. В процессе садханы человек освобождается от последствий как благочестивой, так и греховной деятельности. На санскрите это называется папа (грех) и пунья (благочестие). Плоды греховной деятельности называются папа, а плоды благочестия — пунья. Не освободившись от последствий своей деятельности, мы вынуждены рождаться снова и снова. Таким образом, нужно оставить и то, и другое, и это позволит подняться на уровень асакти и затем бхавы.

Садхана-сиддха гопи, недавно появившиеся во Врадже, прошли все эти стадии и родились в семьях гопи. Но если в их сердце не было ничего греховного и благочестивого — не было пуньи и папы — что тогда сгорело? В прошлой жизни эти гопи совершали много аскез, чтобы удовлетворить богиню Катьяяни и выйти замуж за Шри Кришну. Но глупо идти во Врадж с таким желанием. Это свакия-бхава. Когда Господь Рама пришел в Джанакапур, царевны, раджа-кумари, были очарованы Его красотой. Увидев, что Рама женится на Сите, они одновременно испытывали счастье и боль. Каждая из них думала: «Почему не я выхожу замуж за Раму? Я хочу, чтобы Рама стал моим мужем». Рама был самим Богом, воплощением Шри Кришны, неотличным от Него. Он знал настроение в сердцах этих девушек и сказал им: «В этой жизни Я не могу взять вас в жены. В глубине сердца Я уже принял вас, но вам придется подождать до следующего рождения. Я скажу Йогамайе, чтобы в следующей жизни вы родились в семьях гопи во Врадже. С детства вы будете общаться с нитья-сиддха гопи (кая-вьюха Шримати Радхики) и благодаря этому обретете все необходимые качества, чтобы стать Моими возлюбленными. Тогда вы сможете насладиться взаимоотношениями со Мной».

Таким образом в их сердцах еще оставалось легкое настроение свакия-бхавы. Это благочестивое желание, но для них оно стало препятствием, не позволившим им войти в паракия-бхаву. Таким образом, они должны были подождать, когда свакия-бхава исчезнет из их сердца. Они хотели стать возлюбленными Кришны, но целомудрие останавливало их. Нитья-сиддха гопи или каявьюха-гопи не имеют такого препятствия, чего нельзя сказать о гопи, которые только что появились во Вриндаване и еще никогда не встречались с Кришной. Они видели Кришну лишь издали. Одни из них пришли из Индрапрастхи, выйдя замуж за гопов, и жили во Вриндаване всего несколько месяцев или лет, другие родом были из окрестных деревень Враджа, но тоже недавно вышли замуж за пастухов Нандагаона и Явата. Все они хотели встретиться с Кришной и не могли. Когда же они увидели Кришну в своем сердце и обняли Его, они немедленно вошли в чистую паракия-бхаву. Еще одно препятствие, не позволившее им встретиться с Кришной, заключалось в том, у них были дети. Это означало, что они имели супружеские отношения со своими мужьями. Те, у кого есть даже небольшая привязанность к детям и мужьям (кто думает: «Это мой муж»), не смогут встретиться с Кришной. Нитья-сиддха гопи не имеют никаких контактов со своими мужьями.

Институт ведической культуры