СЛАВА ШРИЛЫ РУПЫ ГОСВАМИ
Триданди Свами Бхактиведанта
Дамодар Махарадж
Шри
Рупа-Санатана Гоудия Матх, Шри Джхулан-йатра, август 2003 г.
Каков уровень духовного
осознания Шрилы Рупы Госвами? Его уровень просто
беспрецедентен, т.к. у него столь глубокое понимание того, как
и что чувствуют Шримати
|
Радхика и Кришна, вот почему он писал
такие удивительные стихи. Шрила Рупа Госвами вспахтал океан
Шастр и взял их суть для блага всех обусловленных душ этого
мира. То, что Он описал, настолько возвышенно, что этого
нельзя найти ни в одном писании. Например, Уддхава говорит
(бхаджо мукунда падавим…): даже Веды пытаются достичь
лотосных стоп Гопи, и даже Веды неудачливы, не могут обрести
их. Десятая Песнь «Шримад Бхагаватам» описывает, как
воплощенные Веды совершали аскезы, чтобы родиться из чрев
Гопи. Таким образом, Веды не могут достичь этого, и,
естественно, не могут описать это. Поэтому, конечно, вы не
найдете ссылок в Ведах на то, что объяснил Шрила Рупа Госвами.
Многие думают, что он взял понемножку там и там, но на самом
деле даже «Шримад Бхагаватам» со сложенными ладонями не может
описать все те вещи, что Шрила Рупа Госвами описал. Итак,
Шрила Рупа Госвами гениален, он может создать стих всего из
двух звуков(?), объяснив такие вещи, которые Ведам объяснить
не под силу. Это так высоко… Его уровень духовного осознания
просто нельзя сравнить ни с чем. Шрила Рупа Госвами описал
всё, вплоть до высшего уровня – от уровня садхаки до Махабхавы
Шримати Радхарани. Например, когда Шрила Сарвабхаума
Бхаттачарья был в храме Шри Джаганнатха в Пури, Махапрабху
пришел и, увидев Джаганнатха, стал словно безумный, Он захотел
обнять Его и упал без сознания. Сарвабхаума подумал: «О, кто
этот юноша лежащий без чувств?» Он знал обо всех
ашта-саттвика-бхавах из Шастр, но никогда не видел их воочию.
Сейчас же он увидел их все у Махапрабху, они полностью
присутствовали, в их высшей степени. Он был поражен – то, что
не описано полностью в шастрах, он увидел прямо перед собой, в
личности Шри Чайтаньи Махапрабху.
Так кто же такой Шрила Рупа
Госвами? Према сварупе – когда према Махапрабху принимает свою
вторую форму, то это Шрила Рупа Госвами. Таким образом, Шрила
Рупа Госвами… Вриндаваниям раса кели вартам… Шрила
Кришнадас Кавирадж в своей «Шри Чаитанйа-чаритамрите» описывает
прекрасный стих. Раса-кели – Лилы Шри Шри Радха-Кришны,
совершаемые во Врадже, со временем практически полностью стали
непроявленными. Шри Чайтанья Махапрабху эти Лилы поместил в
сердце Шрилы Рупы Госвами, и тот описал все Лилы Шри Радхи и
Кришны. … Верховный Господь поместил всю таттва-сиддханту в
сердце Брахмаджи в начале творения, аналогично – Шри Чайтанья
Махапрабху поместил всю раса-сиддханту в сердце Шрилы Рупы
Госвами.
Здесь Шрила Кришнадас Кавирадж описывает, как Шри
Нараяна дал всё Брахме, который считается изначальным поэтом
(кави). Таким образом, Господь Нараяна – это Парататтва (Высшая
Истина). Шрила Гурудев описывает это, объясняя первый стих
«Шримад-Бхагаватам», – если мы думаем, что Парататтва –
Нараяна, тогда Брахма является изначальным поэтом; если же мы
считаем, что Парататтва – Шри Кришна, то изначальный поэт –
это Шукадева Госвами; и если мы считаем, что Парататтва – это
Шри Радха-Кришна и, особенно в Их объединенной форме, Шри
Чайтанья Махапрабху, то изначальный поэт – это Шрила Рупа
Госвами. Господь Нараяна дал чатур-шлоки «Бхагаватам» Брахме,
и тот в медитации смог всё понять, но не таким же образом, как
смог понять всё Шрила Рупа Госвами. Таким образом, Шрила Кришнадас
Кавирадж привёл прекрасное сравнение между Брахмой и Шрилой
Рупой Госвами. Шри Чайтанья Махапрабху пришел по двум
причинам:
према раса
нирйас корите
асвадан
рага марг
бхакти локе корите
прачаран
расика-шекхара
кришна
парама-каруна
эи дуи хету
хойте иччхара
удгама
«Господь
пожелал воплотиться по двум причинам: Он хотел вкусить сладкую
сущность любви к Богу и хотел распространить в мире науку
преданного служения и чистой спонтанной любви к Господу.
Поэтому все считают Его воплощением высшего блаженства и
всеохватной милости». ШЧЧ
1.4.15-16.
Шри Чайтанья
Махапрабху пришел вкусить славу премы Шримати Радхики, красоту
сладости Кришны, и также то, что Шримати Радхика ощущает:
эшри радхаях
праная-махима кидришо
ванаяйва
свадйо
йенадбхута-мадхурима кидришо ва
мадиях
саукхйам часья
мад-анубхаватах кидришам вети
лобхат
тад-бхагаватьях
самаджани шачи-гарбха-синдху
хариндух
«Желая
осознать величие любви Шримати Радхики, сладостные качества в
Самом Себе, которыми благодаря своей любви наслаждается только
Она, и то счастье, которое Она испытывает, наслаждаясь сладким
вкусом Его любви, Верховный Господь Хари, погруженный в Её
чувства, появился из лона Шримати Шачидеви, как месяц из
океана» ШЧЧ 1.1.6.
Не думайте, что Шрила Рупа Госвами исполнил только вторичное желание Шри
Чайтаньи – распространить повсюду чистое преданное служение,
нет.
прия сварупе
дайита
сварупе
према сварупе
сахаджабхирупе
ниджанурупе
прабхур
эка-рупе
татанурупе
сва-виласа-рупе
«Поистине,
Шрила Рупа Госвами, чьим другом был Сварупа Дамодар Госвами,
был воплощением Шри Чайтаньи Махапрабху и был очень и очень
дорог Господу. Шрила Рупа Госвами воплощал в себе
экстатическую любовь Махапрабху и от природы был очень красив.
Он самым старательным образом придерживался наставлений
Махапрабху и был именно тем, кто мог достойно обьяснить
развлечения Господа Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху пролил на
Шрилу Рупу Госвами Свою милость, чтобы тот мог служить Ему,
создавая трансцендентные произведения» ШЧЧ
2.19.121.
Tатанурупе сва-виласа-рупе - Шрила Рупа
Госвами очень дорог Шри Сварупе Дамодару и Шримати Радхарани
(дайита сварупе) – Шрила Гурудев обьяснял нам всё это вчера:
радхе джая джая мадхава дайите. Мадхава дайите –
Радхарани отдает всё Кришне и также Она отдает всё Шри Рупе
Манджари. Шрила Рупа Госвами, таким образом, дайита сварупе,
према сварупе – когда любовь Шримати Радхарани к Кришне
принимает вторую форму – это Шри Рупа Манджари, а когда это
обьединенная любовь Шри Шри Радха-Кришны, то Махапрабху тоже
принимает вторую форму – это Шрила Рупа Госвами. Уровень
осознания Шрилы Рупы Госвами истинен и естественен –
сахаджабхирупе, и так как он тадатмика с Гоурангой Махапрабху,
Он – татанурупе. Сва-виласа-рупе, поскольку он – воплощение
Лил Махапрабху, Гоуранга проявляет свои Лилы через Шрилу Рупу
Госвами. Так как Он знает все Лилы Шри Шри Радха-Кришны,
поэтому его также называют сва-виласа-рупе.
Преданный: Но когда Махапрабху был в Гамбхире,
почему Рупы Госвами не было рядом?
Дамодар
Махарадж: А почему рядом с ним не было и Гададхара
Пандита?
Преданный: Я могу это понять, но почему
Шрилы Рупы Госвами не было там? Ведь что бы ни происходило со
Шримати Радхикой, Шри Рупа Манджари всегда рядом.
Дамодар Махарадж: Шри Чайтанья Махапрабху
встречался с ним каждый день в бхаджана-стхали Шрилы Харидаса
Тхакура.
Я хотел бы подчеркнуть
эти слова Шрилы Гурудева: не думайте, что Шрила Рупа Госвами
исполнил только вторичное желание Махапрабху – распространить
спонтанное преданное служение (рага-марг), никогда не думайте
так! Он также помог Махапрабху осознать Его три сокровенных
желания. Как? Поскольку Шри Рупа Манджари наиболее дорога
Радхарани, то она знает знает всё о том, что такое према
Шримати Радхики. Тогда может возникнуть вопрос: радха бхава
дйути сувалитам науми кришна сварупам, сварупа Махапрабху
– это Кришна. Он принимает бхаву Радхарани, но Её Бхава и Она
Сама – неотличны. Так как же Ему может недоставать
чего-нибудь? Это нарават-лила – с одной стороны Кришна –
сарвагья, всезнающий, а с другой стороны – Он не знает ничего.
Если Кришна всё знает, то какие Лилы Он может совершать?
Аналогично, Махапрабху знает всё о радха-бхаве, но чтобы
проявить Свои Лилы Он пользуется помощью Шри Сварупы Дамодара, Шри Рамананды Рая, Шрилы Рупы Госвами. Так как Шрила Рупа
Госвами знает всё о любви Шримати Радхарани, шри радхаях
праная-махима кидришо ванаяйва, то Он может помочь осознать
Махапрабху вкус всех настроений Шримати Радхарани. Откуда? С
уровня пурва-раги до высшей маданакья-махабхавы.
Например,
Шрила Рупа Госвами пишет: Радхарани говорит Лалите: «О Лалите,
что происходит со Мной? Я услышала звук двух слогов «Криш-на»,
и когда Я услышала сладость Этого Имени, Я отдала сердце этому
мальчику». Радхарани никогда не видела Его прежде, но, лишь
услышав Его Имя, Она смогла ощутить сладость. В этом мире Имя
не описывает качеств его обладателя, то есть здесь имя и
качества отличаются. Но когда Шримати Радхарани услышала эти
два слога «Криш-на»: «О, сколько сладости в этом Имени, Я даже
не могу себе представить как же сладостен этот мальчик! Лишь
заслышав звук флейты, Я отдаю Свое сердце Тому, кто играет на
этой флейте. Когда Читра-сакхи нарисовала портрет (Кришны), то
увидев красоту этого мальчика я мгновенно отдала Ему свое
сердце. О сакхи, что Мне делать? Я такая падшая, ведь Я отдала
свое сердце трём разным юношам и не могу выбрать из них
кого-то одного! И поэтому я должна покончить с Собой». Так
каково же положение Шримати Радхарани? Шрила Гурудев обьяснил
это вчера вечером.
Шрила Рупа Госвами пишет, что красота имени
Кришны – как самый сильный яд (нава кале кута веша…). Кале
кута означает, что когда полубоги и демоны пахтали молочный
океан, весь яд собрался на его поверхности. Во время
уничтожения всех трех миров Господь Шива пришел и один выпил
весь этот сильнейший яд без всяких проблем – только в горле
было немного горячо, но никаких других проблем или беспокойств
у него не возникло. Шримати Радхарани в миллионы раз
терпеливее Шивы, но когда Она услышала Его Имя, Она сказала
что Его красота сильнее самого сильного яда. Почему Она так
сказала? Нава кале кута значит свежий яд. Если вы поставите
банку с ядом в шкаф, то через три месяца он потеряет силу. Но
Имя Кришны не такое, Оно всегда как свежий яд. Когда Она
слышит Его Имя, что с Ней происходит? Голос ее начанает
прерываться, стон вырывается из горла, Она вся замирает – Ее
состояние таково, что Она говорит Лaлите: «О, Лалита, Я хочу
умереть». Если кто-то говорит, что он хочет покончить жизнь
самоубийством, что это значит? Это значит, что он испытывает
так много страданий. Это один из примеров, как Шрила Рупа
Госвами помогает Махапрабху ощутить вкус пурва-раги*. Шрила
Рупа Госвами даёт Махапрабху вкушать все эти
стихи.
*[Пурва-рага описывается в «Уджвала-Ниламани»
следующим образом: «Когда привязанность возникшая между
возлюбленным и возлюбленной до того как они встретились,
увидев, услышав друг друга и т.д., становится необычайно
сладостной благодаря смешению четырех ингредиентов, таких как вибхава и анубхава , то это называется пурва рага». Шрила
Гурудев, «Источник Ратха- Ятры»]
Преданный: Вы
имеете в виду те стихи, которые Шрила Рупа Госвами написал в
Джаганнатха Пури?
Дамодар Махарадж: Нет, также все
те, что он написал во Вриндаване.
Преданный: Но как
же Махапрабху вкушал их?
Дамодар Махарадж: Это
написано в «Шри Чайтанья-чаритамрите» в Мадхья-лиле, вы
помните? Все преданные собрались, и Раманада Рай спрашивал
Шрилу Рупу Госвами: «А что это? А что вот это? Расскажи,
расскажи нам». И все преданные слушали. И слыша всё это,
Махапрабху сказал: «О, всё, что Шрила Рупа Госвами написал,
подобно жемчужинам». Во Вриндаване Шрила Рупа Госвами написал
«Лалита Мадхава», «Видагдха Мадхава», так много других книг.
Шрила Рупа Госвами провел в Пури восемь месяцев, он писал там
тоже, но большую часть своих книг Он написал во Вриндаване.
Это один пример того, как Махапрабху вкушал шри радхаях
праная-махима. Но как Кришна может вкусить то счастье, что
испытывает Шримати Радхарани? Кто может понять? Шри Рупа
Манджари. Шрила Гурудев рассказывал вчера вечером, что
манджари не хотят сами встречаться с Кришной. Всё, что Шримати
Радхарани испытывает в сердце, встречаясь с Кришной, всё это
манджари ощущают непосредственно в своих сердцах. Шрила
Гурудев вчера рассказал потрясающую вещь, немного приведя всех
в возбуждение. Он сказал, что в действительности Они ощущают
даже больше, чем Шримати Радхарани. Но ведь только Она может
вкушать маданакхья-махабхаву. Как же тогда это возможно? Я не
могу этого осознать. Даже одна капля этой Любви затапливает
весь мир! Так или иначе, поскольку манджари – тадатмик со
Шримати Радхарани, только Они могут полностью осознать саукхйам часья мад-анубхаватах, ощущают полностью вкус,
который Радхарани вкушает. Они знают Ее счастье.
А как Кришна может вкусить Свою
собственную сладость? Невозможно, даже несмотря на то, что
Кришна – полностью сат-чит-ананда. Например, у вас есть панир и
сахар, но только когда вы смешаете их в правильных пропорциях,
вы ощутите истинную сладость и вкус. Если будете есть их по
отдельности, вы не почувствуете как они сладки и вкусны, когда
они вместе. Кришна – сат-чит-ананда, но Он может вкусить по
настоящему сат-чит-ананду, т.е. суть хладини и самвит шакти,
только когда они правильно смешиваются в сердце Его
преданного. Тогда Кришна вкушает их и только тогда Кришна
становится расика-шекхара. В противном случае Он не может быть
полным расика-шекхара.
Хотя Шрила Рупа Госвами полностью тадатмика (един сердцем) со Шримати Радхарани, не думайте, что
манджари ничего не делают для Кришны. Вы думаете, что это
возможно? Радхарани полностью на 100 процентов вкушает всю
сладость Кришны, и если вы станете тадатмика со Шримати
Радхарани, вы достигнете Кришна-премы. Они ощущают ту же
любовь к Кришне, что и Шримати Радхарани. Но они не вкушают
эту любовь прямо, они вкушают ее через сердце Шримати
Радхарани. Так как манджари – полностью тадатмика со Шримати
Радхарани, которая полностью вкушает сладость Его намы, рупы, гуны и лилы, манджари тоже испытывают это все полностью. И, таким образом,
Махапрабху с помощью Шрилы Рупы Госвами смог осознать всю
сладость имени, образа, качеств и игр Кришны.
Далее Гуру
Махарадж говорит, что в этом мире самая низкая вещь – это
паракия-раса (сладость плотского общения между любовниками), упапати бхава, когда человек тайком от своего мужа (жены)
встречается с кем-то еще. Это самое низкое и греховное дело.
Даже многие самые возвышенные пандиты не могут понять, почему
Махапрабху и Шрила Рупа Госвами «вкушают» это – ведь это же
самое низкое, самое жуткое, что только может быть. Гуру
Махарадж говорит, что такие люди не смогли подняться выше мирского уровня сознания,
чтобы понять
возвышенность и красоту паракия-расы. Шрила Гурудев объясняет: если это так низко, то зачем
Вьясадев описал это, и зачем Шукадева Госвами рассказывал это
Парикшиту Махараджу перед его смертью? Шрила Гурудев обьяснил
вчера: санака санатана варнита чарите – самые
возвышенные наиштхика-брахмачари, такие как четыре Кумара –
сыновья Брахмы – воспевают это, а они вообще не совершают
никакой материальной деятельности. Таким образом, мы должны понять,
что это в духовном мире не самое низкое, а самое возвышенное,
самое чистое. Шрила Гурудев говорит, что все воплощения Кришны
имеют жадность, и это потрясающе. Кришна – высшая Парататтва,
нет ничего, чего в Нём не доставало бы. Это поразительно:
Кришна – атмарам и аптакам, всё внутри Него. Но у Него всё же
есть жадность. Если мы заглянем в «Шримад-Бхагаватам», то
увидим у всех инкарнаций Кришны «жадность» увеличивается в
соответствии с величиной или уровнем проявления расы.
Например:
сиддхантатас тв
абхеде пи шриша кришна
сварупайох
расеноткрияте
кришна рупам эва раса
стхитих
«В
соответствии с трансцендентным пониманием между формами
Нараяны и Кришны нет разницы. Однако у Кришны есть особая
трансцендентная привлекательность благодаря вкусу любви, и
поэтому Он превосходит Нараяну. Таков окончательный вывод об
этих трансцендентных вкусах». Бх.Р.синдху 1.2.59, ШЧЧ 2.9.117,
2.9.146.
Махапрабху попросил
Венката Бхатту процитировать этот стих. Нет различия с точки
зрения таттва-вичара между Нараяной и Кришной. Но с точки
зрения раса-таттвы, рупы, с точки зрения сладости, те
особенности, которые свойственны Кришне не присутствуют больше
ни в каких других инкарнациях. Аналогично, с увеличением у
инкарнации вайшиштхьи, особенности, «жадность» также
увеличивается. Шрила Гурудев обьяснял как в «Бхагаватам»
отражена история увеличения «жадности» инкарнаций Господа.
Например, у Господа Нараяны была жадность сражаться. На
Вайкунтхе не с кем сражаться, и поэтому Йогамайя устроила так,
чтобы Он сражался с Джайем и Виджайем. Шрила Гурудев
обьясняет: джая прия данда (?), истинный смысл – в том, что
Кришна очень любит наказывать Своих самых близких спутников –
как Он наказывал Индру, как Он наказывал Куверу, как Он
наказывал Гаруду(?), как Он наказывал Шиву, даже Своих самых
самых близких. Шрила Гурудев обьяснял вчера вечером: даже
когда четыре Кумара вышли наружу(?), Господь Нараяна очень
разгневался. Господь Нараяна говорит: «Я накажу любого, кто
оскорбит Моего преданного. Я отрублю даже Свою руку, если она
оскорбит преданного». Таким образом, Ему нравится наказывать даже
Себя Самого, когда Он оскорбляет своих преданных. Итак, Шри
Нараяна жаждал сражаться, но сражаться только с равным. И
Йогамайя устроила, чтобы Он мог сражаться с Джайем и Виджайем.
Он хотел сражаться и поэтому пришел как Шри Нрисимхадев.
Но
когда Прахлада сидел у Него на коленях, и Он пил из его рук…
Кто получал больше счастья – отец или сын? Конечно же сын. И
Нрисимхадев подумал: «Каков же вкус сыновнего счастья? Моя
мать – каменная колонна, поэтому Я никогда не испытывал ничего
подобного». Поэтому все следующие инкарнации приходили как
сыновья, в образе Рамы и Кришны. Но Господь Рама подумал: «Что
именно Сита любит – Меня или замужество за Мной?» Она любит
то, что называется Раматва, – факт замужества за Рамой. Если
бы Она не была замужем за Ним, никакие отношения с Ним для Неё
не были бы возможными. И Рама подумал: «Это не ахаитуки
бхакти, потому что здесь присутствует причина – Я твой муж». И
Он захотел Любви тех, кто не замужем за Ним. Вот почему Кришна
пришел как Кришна и удовлетворил это желание, танцуя с
миллионами и миллионами Гопи в Раса-танце. Но Он был полностью
поражен, видя то счастье, которое испытывали Гопи, и поэтому
(в следующий раз) пришел как Шри Чайтанья Махапрабху.
Итак, не думайте, что паракия-раса, которую проповедовал Махапрабху, а Кришна
вкушал, это что-то низкое. Иначе зачем «Шримад Бхагаватам»
описывает это? Шрила Гурудев говорит – кто может принести
подобное? Это не так просто. Вот почему Махапрабху обнял Шрилу
Рупу Госвами – Он наделил Его силой осознать то, что обычные
люди осознать не в состоянии. Таким образом, Шрила Рупа
Госвами – абхидхея-ачарья.
У
Гоудия-вайшнавов – три основных Божества. Это Шри Шри
Радха-Мадан-мохан, Шри Шри Радха-Говинда и Шри Шри
Радха-Гопинатх. Шрила Санатана Госвами установил Шри Шри
Радха-Мадан-мохана, Шрила Рупа Госвами установил Шри Шри
Радха-Говинду, а Шрила Рагхунатх Дас Госвами –
прайоджана-ачарья.
дивьяд
вриндаранья
калпа-друмадхах
шримад
ратнагара
симхасанастхау
шри шри радха
говинда девау
прештхалибхих
севйаманау
смарми
«Я
мысленно созерцаю Шри Шри Радха-Говиндадева, сидящих под
древом желаний на сияющем драгоценном троне в неописуемо
прекрасных рощах Вриндавана. Там Им неустанно служат Их
дорогие сакхи во главе со Шри Лалитой и Шри
Вишакхой».
Жизнь жизни
(дживанер дживана) Шрилы Рупы Госвами – это Шри Шри
Радха-Говинда. Это именно те Шри Шри Радха-Говинда, которые
пришли в образе Махапрабху. Махапрабху поручил всем Своим
ближайшим спутникам проявить различные аспекты преданного
служения. Он сказал Шриле Рагхунатхе Бхатте распространить
славу «Бхагаватам»: «Если ты будешь воспевать «Бхагаватам»,
твоя жизнь станет совершенной». А Шриле Рупе Госвами в
особенности и Рамананде Райу Он дал приказ установить
раса-сиддханту. Махапрабху сказал Шриле Дживе Госвами:
«Раса-сиддханта подобна нектару, но если его лить беспорядочно
по полям, то он растратится впустую». Он поручил Шриле Дживе
Госвами создать очень мощный «канал» (для направленности
потока), то есть доказать из священных писаний, что всё
написанное Рупой Госвами и Санатаной Госвами – это абсолютная
правда.
Таким образом, Махапрабху дал Шриле Рупе Госвами
особую роль абхидея-ачарьи, чтобы помочь обусловленным душам
практиковать (Бхакти). Рупа Госвами настолько квалифицирован,
что может давать наставления и дживе, и Брахме, и Шиве. Но Его
особая милость заключается в том, что Он раскрыл обусловленным
душам, как можно достичь таких высот. Чтобы помочь нам, Он дал
всё в своей «Шри Бхакти-расамрита-синдху». Он в ней описал
всё, даже вайдхи-бхакти. Если вы хотите только одно лишь
вайдхи-бхакти, всё равно вам потребуется милость Шрилы Рупы
Госвами. Если вы хотите рагануга-бхакти, то есть служение Шри
Шри Радха-Кришне в шанта, дасья, сакхья, ватсалья и
мадхурья расах, вам непременно нужна Его милость, ведь это
всё Он описал в своей «Бхакти-расамрита-синдху». Шрила Гурудев
обьясняет, что Шрила Рупа Госвами квалифицирован наставлять
все типы рагануга-преданных – если вы хотите шанта, дасья,
сакхья или ватсалья расу, вы также должны прийти к стопам
Шрилы Рупы Госвами, в противном случае вы не узнаете как
совершать соответствующую садхану, которая приведет вас к
цели. Что уж говорить о двух типах мадхурья расы – каматмика (желание лично встречаться с Кришной) и
тад-тад-бхава-иччхамайа (манджари-бхава) – за этим обязательно
нужно идти к лотосным стопам Шрилы Рупы Госвами.
Шрила Гурудев
обьяснил, что Шрила Рупа Госвами не дал всё описание
мадхурья-расы в «Бхакти-расамрита-синдху». Почему? Не все
квалифицированы. Шрила Гурудев говорит: У вас уже может
появиться жадность к этому, но возможно нет самскар из
предыдущих жизней, и несмотря на жадность (лобха) вы по этой
причине не сможете войти туда. У вас может быть жадность
(лобха), но у вас может не быть того типа
сваджатия-ашрая-снигдха – подходящего типа привязанности и
общения с Вайшнавами – и тогда вы также не сможете войти туда.
Шрила Гурудев продолжает: даже если у вас есть квалификация
(адхикар), но ваш ум бродит то тут то там – иногда вас
привлекает слушание «Махабхараты», иногда «Рамаяны» и т.д. – в
этом случае вы также не сможете войти в мадхурья-расу. Для
этого нужно быть полностью целеустремленным. Но тому, кто
хочет слушать такую Хари-катху, также необходима определенная
основа, нужен фундамент. Вот для чего Шрила Шукадева Госвами
говорит все эти вещи с Первой по Девятую Песни
«Шримад-Бхагаватам». И в Десятой Песни Он посвящает всего
несколько глав о Лилах Кришны с Гопи. Почему же, почему он
с самого начала не стал говорить об этом? Чтоб сделать нас
квалифицированными. Шрила Гурудев говорит:
викридитам
враджа вадхубхир идам ча
вишнох
шраддханвито
‘нушринуят атха варнайет
йах
бхактим парам
бхагавати пратилабхья
камам
хрид рогам ашв
апахиноти ачирена
дхирах
«Тот,
кто наделен трансцендентным разумом и с верой и любовью
постоянно слушает от просветленной духовным знанием души о
танце Раса Господа Кришны и Гопи, или тот кто рассказывает об
этом, получает возможность прийти к совершенному
трансцендентному преданному служению лотосным стопам Верховной
Личности Бога. Тогда материальная обусловленность, которой
больны сердца всех материалистов, быстро и бесследно исчезает
из его сердца». ШЧЧ3.5.48.
Что
значит дхира? Парампуджьяпад Шрила (Бхактиведанта) Тривикрам
Махарадж [ближайший духовный брат Гурудева и его шикша-гуру]
говорил: «Вы столько раз слушали описание Раса-лилы, почему же
до сих пор вы полны вожделения, почему? В «Бхагаватам»
говорится, что если вы слушаете описание игр Кришны с Гопи во
Вриндаване, вы освободитесь от вожделения. Вы уже столько
слушали, что должны были полностью освободиться от
вожделения!» Шрила Гурудев говорит, что мы должны стать дхира
– дхира значит обладающий шраддхой, верой. Какого типа
шраддха? Очень твердая вера в то, что слушая Хари-катху, все
эти вещи, я полностью освобожусь от вожделения. С самого
начала мы должны иметь твердое понимание того, что все эти
вещи не материальны, а трансцендентны. В противном случае вы
не получите плода слушания. Вот почему Шрила Шукадева Госвами
вначале поведал нам все первые девять Песен «Бхагаватам» - сначала
он дал основу, фундамент, и затем дал Парикшиту Махараджу
Десятую Песнь.
Таким образом, Шрила Рупа
Госвами прекрасно описал все 64 составляющие бхакти в своей
Шри Бхакти-расамрита-синдху. Если бы не он, откуда бы мы
узнали об этом? Если бы по просьбе Махапрабху Шрила Рупа
Госвами не раскрыл всё это, где бы мы были с вами сейчас?
Нигде…
Шрила Рупа Госвами также
объясняет различные виды рага-марга. Какова квалификация для
рага-марга? Шрила Гурудев говорит: «Например, вы хотите пить
молоко. Вы слышите: натра шастрам на йуктим ча тал
лобхотпатти-лакшанам (БРС). Шрила Рупа Госвами говорит:
признак того, что у кого-то есть жадность – это тат-тад-бхавади-мадхурйе,
т.е. слушает о сладостных Лилах Кришны тот, кто имеет жадное
стремление служить в этих Лилах, натра шастрамш – независимо
от предписаний шастр, на йуктим ча – не на основе заключений
разума, - то это и есть определение того, в чьём сердце
проявилась духовная жадность». Шрила Гурудев говорит:
«Например, вы хотите пить молоко. Тогда вам нужно провести
исследование как его можно достать. Где купить корову, что она
ест, как за ней ухаживать, доить и пр. Нужно узнать, что
молоко появится, когда у нее будет теленок». Таким образом, Шрила
Рупа Госвами говорит, что мы должны развить эту жадность
(лобху); он описал, как это сделать и как её потом
удовлетворить, каков процесс. Вот почему он – абхидхея-ачарья.
дивьяд
вриндаранья
калпа-друмадхах
шримад
ратнагара
симхасанастхау
шри шри радха
говинда девау
прештхалибхих
севйаманау
смарми
Это
пранама-мантра, абхидхея-мантра Шри Шри Радха-Говинде. Как
нужно служить Шри Шри Радха-Говинде? В уме, манасика-сева…
Шрила Рупа Госвами говорит:
сева садхака
рупена cиддха рупена чатра
хи
тад бхава
липсуна карья враджа
локанусаратах
«Возвышенный
преданный, склонный к спонтанному преданному служению, должен
следовать настроению одного из вечных спутников Кришны во
Вриндаване. Внешне он должен служить, как будто он исполняет
предписанное преданное служение (ваидхи), а внутри – служить в
своей истинной роли. Так внешне и внутренне он должен
совершать преданное служение». ШЧЧ-2.22.158/
БРС-1.2.295.
О мой дорогой
друг, если ты хочешь сокровенного служения Шри Шри
Радха-Говинде, тогда ты должен совершать смаранам, какого типа
смаранам? Воображение и смаранам это не оно и тоже. Когда мы
воспеваем святое Имя чистым образом… Намапарадха, намабхас или
стадия очищения, постепенно-постепенно мы продвигаемся, и
затем должна проявиться шуддха-саттва. Под ее влиянием все
Лилы Кришны, Его Имя, образ, качества, ваше имя, образ,
качества, одежды, сева – всё проявится под влиянием
шуддха-саттвы в вашем воспевании святого Имени, которое мы
принимаем от духовного учителя. И когда шуддха-саттва озаряет
ум, тогда мы можем совершать смаранам сладостных Лил Шри Шри
Радха-Кришны. Как мы можем памятовать о Них, когда наш ум
осквернен саттвой, раджасом и тама-гуной (невежеством)?
Поэтому без воспевания чистого
Имени, без киртана (который даёт смаранам), - ничего не
получится. Всё будет воображением, подражательством. Итак,
воспевайте святое Имя – Оно само, Своим влиянием, проявит
качества, Лилы Кришны и пр. И ваши качества и служение тоже
проявятся под влиянием Святого Имени. Итак, Шрила Рупа Госвами
говорит: «Тот кто памятует, следуя по стопам самых близких и
самых дорогих спутников Кришны, тот кто в их анугатье также
жаждет служить Шри Шри Радха-Кришне, постоянно должен
памятовать форму и качества этих близких спутников, например
Шри Рупу Манджари, Шри Рати Манджари, всех Гоудия-Вайшнавов,
все имена и качества этих Севаков, также созерцать своё
духовное тело [прим.ред. – когда оно уже есть, а не
воображаемое]. Вы тоже должны совершать такой тип служения под
руководством чистого расика-вайшнава, живущего во Вриндаване,
– это упадеша-сарам, суть всех наставлений». Но как
практически мы можем это совершать? Шрила Рупа Госвами показал
на примере своей собственной жизни, как практиковать
садхана-бхаджан. Так насколько же он дорог Шримати Радхарани?
Столько историй повествуют об этом. Когда мы идем к
Тер-Кадамба, Шрила Гуру Махарадж всегда рассказывает столько
сладостных Лил. Шрила Санатана Госвами – это гуру Шрилы Рупы
Госвами, и иногда он приходил к Рупе Госвами для хари-катхи и
всегда говорил о Шри Джугал-кишор-лиле. И они говорили,
говорили, говорили – часы и дни напролет, не замечая времени.
мат-читта
мад-гата-прана бодхаянтах
параспарам
катхаянташ ча
мам нитьям тушйанти ча раманти
ча
Шрила
Б.Р.Шридхар Махарадж: «Эти чистые преданные принимают Меня как
свою жизнь и душу. Они непрестанно обсуждают нектарные
повествования обо мне, делясь друг с другом чувством
экстатической преданности. Они постоянно вкушают нектар своих
божественных взаимоотношений со Мной, согласно своей внутренней
природе: в служении, дружбе, родительской любви и божественном
супружестве». БхГита
10.9.
Шрила (Бхактиведанта)
Тривикрам Махарадж говорил, что это самый главный стих в
Бхагавад-гите. «Преданные всегда говорят между собой обо Мне,
они отдали Мне свой ум и прану и вкушают нектарный вкус
Хари-катхи». Итак Шри Рупа и Санатана говорили и говорили,
время летело. Подошло время обеда, и Шри Рупе Госвами пришла в
голову мысль: «Я хочу угостить Шри Санатану – моего брата и
Гуру – сладким рисом». Шрила Рупа Госвами описал 6 видов
любовных взаимоотношений между преданными – если вы приходите
к садху с пустыми руками, то это не правильно:
дадати
пратигрихнати
гухйам акхйати
приччхати
бхункте
бходжаяте
чайва
шад-видхам
прити-лакшанам
«Дарить
чистым преданным нужные им вещи и принимать от них в дар вещи,
которыми они пользовались, поверять преданным свои откровения,
полученные в бхаджане, и просить их поделиться откровениями,
вкушать с любовью прасад полученный от преданных и с любовью
угощать их прасадом – таковы 6 признаков любовных отношений
между преданными». Шри Упадешамрита,
4.
Это называется садху-санга,
сокровенные взаимоотношения с Вайшнавами. Садху общаются
подобным образом, но вы тоже должны следовать этому. Однажды
после Вьяса-пуджи Шрилы Гоур Говинды Махараджа преданные
спросили его: «Махарадж, Вы сегодня не сказали ничего
сокровенного». Он ответил: «Сегодня здесь не было
«сокровенных» слушателей». Так что для садху-санги нужно быть
квалифицированными. Как вы сможете близко общаться с садху,
если вы глубоко погружены в чувственные наслаждения и
двойственность? Садху вас просто обманет.
Итак, Шрила Рупа Госвами подумал:
«Я хочу что-нибудь предложить Санатане». Шримати Радхарани – карунам куру майи каруна бхарите. Кришна –
бхакта-ватсала, но насколько больше бхакти-ватсала Шримати
Радхарани. Имя «Дамодар» означает, что Кришна полностью
связан, контролируем любовью Своих преданных. А Шримати
Радхарани гораздо более милостива. Как вы сможете покорить
Кришну своей любовью? Без Её милости это невозможно. И Она не
может терпеть, когда Ее айкантик (беспримесные) преданные
страдают. В то время Она пришла Сама в небесном образе
маленькой девочки: «О баба, моя мать передала вам немного
молока, сахара, и риса, вы можете приготовить сладкий рис».
Шрила Рупа Госвами ответил: «Да-да, чуть попозже». И
сладостная катха между Рупой и Санатаной продолжала литься. А
Радхарани поняла, что они никогда не закончат – скорее вся
вселенная разрушится, но Шри Рупа и Шри Санатана не перестанут
вкушать Хари-катху. И Она тоже не может перестать слушать ее.
Почему? Потому что если вас кто-то любит очень-очень сильно,
вы будете так хотеть услышать, что говорит любящий вас. Нет
ничего лучше, чем слушать, как кто-то прославляет того, кто
любит вас и как он любит, перед теми, кто тоже очень сильно
вас любит. Сколько счастья вы испытаете в это время. Когда
Махапрабху описывал славу Шрилы Харидаса Тхакура, это было так
прекрасно, как если бы он одновременно пятью устами описывал
его славу. А когда вы описываете славу преданных, Кришна Сам
бежит, чтобы послушать. Что уж говорить о Шримати Радхарани:
«О-о-о-о, что вы рассказываете о моем Кришне?!» И Она тоже
приходит в небесном образе слушать прекрасные Лилы. Эта
Хари-катха настолько привлекательна – она привлекает Кришну, и
Радхарани тоже приходит послушать, что о Ней говорят.
Итак, Она поняла, что Шри Рупа и
Санатана никогда не остановятся, и Сама приготовила сладкий
рис. Она сама развела огонь и начала готовить. Она получила
благословение от Дурвасы, что всё, что она будет готовить,
будет подобно нектару. Даже некоторые западные преданные могут
готовить тысячи прекрасных блюд для Кришны, и никогда не
приготовят что-либо дважды. Так вы можете себе представить,
как искусна в этом Шримати Радхарани? Она приготовила сладкий
рис, Сама предложила Кришне, отдала Шри Рупе и ушла. А Рупа
дал его Санатане. И Санатана вкусил сладкий рис,
приготовленный Самой Шримати Радхикой, представляете? Как
только он его попробовал, его голос задрожал, слезы потекли из
его глаз, волосы поднялись на теле, Он стал похож на безумца.
«О, Боже мой!» Ведь рис был такой сладкий (Санатана не был
диабетиком, он был расика-вайшнавом) – Шримати Радхика вложила
все свои настроения в этот сладкий рис. Так что представьте
себе, как сладок он был. Гададхар Пандит готовил сабджи только
из листьев тамарина и воды, а вкус был подобен нектару – это
качества Шриматиджи. Всё, чего касается Шримати Радхика,
становится нектаром, в противном случае как же Кришна может
быть таким нектарным? И Санатана простонал: «Эй Рупа, где ты
его взял?! Это не обычный сладкий рис! У тебя были какие-то
желания?» Шри Рупа ответил: "Да, у меня было желание угостить
тебя сладким рисом”. И Санатана заплакал: «О, это Кишориджи –
Сама Радхарани пришла и приготовила для нас! Увы, увы! Мы
должны служить Ей, а сегодня заставили Её служить нам!» Шри
Рупа и Санатана проплакали весь остаток дня.
Иногда и Кришна приходит в Своём
небесном образе. Однажды Он пришел к Шри Мадхавендра Пури, но
тот сразу не понял кто это – Кришна просто хотел дать ему
немного молока. Если бы Кришна пришел в Своей изначальной
форме, тогда у него не было бы шанса служить Мадхавендра Пури.
И Радхарани такая же. Служение Вайшнавам так сладостно, что
даже Кришна и Радхарани хотят вкушать его. И Шриматиджи пришла
в Своём небесном образе и пролила милость на Шри Рупу и
Санатану.
В «Бхагаватам» есть одна
история. Шрила Гурудев рассказывал это вчера вечером. Почему
Шрила Рупа Госвами совершал бхаджан здесь в Сева-кундже?
Например, тут вниз по дороге в минуте ходьбы находятся Шри Шри
Радха- Дамодар. Вриндаван такой большой – так почему же он
совершал бхаджан именно здесь? Почему не на Радха Кунде?
Потому что славу Шри Радха Кунды невозможно осознать, не
обретя милость Шри Сева-кунджи, ведь все Лилы, описанные в 10
Песни «Шримад Бхагаватам» проходили здесь, в Сева-кундже.
Кришна танцует с Гопи в Вамши-вате. В то время Сева-кундж был
большим и прекрасным садом, и Вамши-ват – это его часть.
Кришна танцует с Гопи в Сева-кундже. Гопи плачут в разлуке с
Кришной и поют Брахмар-гиту, Гопи-гиту. Где? В Сева-кундже,
чуть ниже, на берегу Ямуны. Шримати Радхика убежала с
Раса-танца, и Кришна плакал и плакал, пришел на Имлиталу,
всего пол-секунды ходьбы вниз по дороге отсюда. А когда Кришна
после этой разлуки встретился со Шримати Радхикой, припал к Её
лотосным стопам и потом украшал Ее волосы, где это было? Всё
это было здесь, на Шрингар-вате.
Нидхуван… Бхагаватам
описывает, как Гопи потом увидели только отпечатки стоп
Кришны, которые были очень глубокими, тогда они поняли, что Он
нёс Ту самую удачливую Гопи. И Кришна принес Её куда? На
Шрингар-ват, это здесь внизу, очень недалеко. Все Лилы,
которые описывает «Шримад Бхагаватам» прошли здесь, в
Сева-кундже. И, таким образом, величие Шримати Радхарани мы
сможем понять только по милости Сева-кунджи. Ее величие было
проявлено именно здесь. И даже Кришна служит Ей здесь. Никто
не может быть счастлив без Нее, пусть даже это Сам Бхагаван.
Величие Шримати Радхарани проявлено в Сева-кундже, а ощутить
всё Её величие можно на Шри Радха-кунде. Вот почему все
Госвами совершали бхаджан здесь. Шрила Рупа Госвами, Шри
Санатана, Шрила Джива Госвами, Кришнадас Кавирадж Госвами –
все собирались здесь и совершали бхаджан. Даже Сам Махапрабху
совершал бхаджан здесь, на Имлитале, и также осознал важность
этого особого места. Таким образом, здесь Шрила Рупа Госвами
проявил Вишва-Вайшнава-Раджа-Сабху – собрание чистых
Вайшнавов, кто в Его анугатье. И очень часто он здесь слушал
«Шримад Бхагаватам» от Рагхунатха Бхатты Госвами. Шри Шри
Радха-Кришна Сами тихонько приходили, чтобы послушать «Шримад
Бхагаватам» из Его уст. Вы можете себе представить каковы
возвышенные качества этого рассказчика?
Все наши Госвами и Шри Шри
Радха-Кришна слушали здесь Шримад Бхагаватам от Шрилы
Рагхунатха Бхатты Госвами. Шрила Гоур Говинда Махарадж
говорил, что Хари-катха, рассказываемая чистым преданным,
наполняет всех блаженством, и Кришна Сам лично придет её
слушать. Вот почему мы ощущаем счастье от чистой Хари-катхи.
Кришна сам говорит: нахам тиштхами вайкунтха йогинам
хридайешу ва, «Я не нахожусь на Вайкунтхе, я не нахожусь в
сердце йоги, но Я всегда нахожусь там, где Мои чистые
преданные чисто воспевают Мое святое Имя».
Итак, очень часто наши Госвами
собирались здесь, а также в Шри Шри Радха-Дамодаре, чтобы
послушать о сладостных Лилах из «Бхагаватам». И однажды там
был и Шрила Рупа Госвами. Хари-катха текла потоком, и Шрила
Рупа Госвами сидел очень тихо. Один новый Вайшнав тоже был там
и смотрел за тем, что происходит. Кто-то из Вайшнавов катался
по земле, кто-то плакал, кто-то танцевал, у кого-то волосы
встали дыбом на голове, много разных ашта-саттвика бхав можно
было увидеть у всех собравшихся Вайшнавов. Но со Шрилой Рупой
Госвами внешне ничего не происходило, он сидел с открытыми
глазами словно изваяние. И у того Вайшнава возникло сомнение:
«Я слышал – шунийачхе садху мукхе боле сарваджан шри рупа
крипайа миле джугала чаран – по милости Шрилы Рупы Госвами
можно достичь лотосных стоп Шри Шри Радха-Кришны, он самый
возвышенный Вайшнав, но я не вижу в Нем никаких ашта-саттвик
бхав. Почему?» И сомнение вошло в его ум. В этот момент один
листок дерева тамал упал на тело Шрилы Рупы Госвами и
мгновенно превратился в пепел. Но описывается ли где-нибудь в
Бхагаватам подобная ашта-саттвик бхава? Тогда тот Вайшнав
понял, что Шрила Рупа Госвами выше всех этих бхав и находится
на гораздо более высоком уровне.
Сва-самведья-дашам – что
чувствует Шримати Радхарани к Кришне никто не может описать,
даже Шастры умалчивают, даже «Шримад Бхагаватам» не может
описать. Это может описать лишь тот, кто полностью осознал,
кто такая Шримати Радхарани и что есть в Её сердце. И
единственная личность, кто может это описать – это сам Шрила
Рупа Госвами. Нет подобного второго, третьего и т.д. Не
думайте, что Шрила Рупа Госвами существует только для нас,
обусловленных душ. Абхидхея-ачарья, он также Гуру всех
освобожденных душ. Он также абхидхея-ачарья и для самого
Кришны. Например, какова садхья Кришны? Садхан вина садхья
васту кехо на упай (без садханы невозможно обрести
садхью). Садхья Кришны – обрести общение со Шримати Радхикой.
Не совершая правильную садхану Кришна не может достичь этой
цели. И какова же Его садхана?
йат кинкаришу
бахуша кхалу какувани
нитьям парасья
пурушасйа шикханда маулех
тасья када
расанидхер вришабхану джайас
тат кели кунджа
бхаванангана марждани сйам
Вы
знаете этот стих? Кришна приходит к Радхарани, Она в гневе и
говорит: «Не дайте этому темнокожему войти, Я вообще не хочу
видеть ничего чёрного». И в этот момент Шри Рупа Манджари
имеет столько власти, что может не пустить Кришну в кунджу.
Это значит, что для Кришны настало время садханы, без которой
Он не может войти внутрь. Как могущественна Шри Рупа Манджари!
Мы произносим этот стих и думаем, что это очень простые и легко
достижимые вещи. Но мы забыли кто такой Кришна. Кто Он? Он не
какой-то обычный «юноша». Часть Его части Его части Его части
– это Маха-Вишну. Маха-Вишну настолько велик и огромен, что
вселенные появляются из пор Его кожи. Можете себе представить
кто такой Кришна?! Таким образом, Шри Рупа Манджари так
могущественна, что может остановить Саму Верховную Личность
Бога: «Тебе туда нельзя!» Так что не думайте, что Шрила Рупа
Госвами – это только садхана-ачарья для обусловленных и
освобожденных душ. Сам Кришна выполняет его указания, чтобы
достичь успеха. Шрила Гурудев постоянно подчеркивает, что мы
не должны думать, будто паракия-раса того мира – это нечто
обыденное. Даже Шрила Гурудев не очень много говорит на эту
тему. Всё, что Шрила Гурудев вчера рассказывал на хинди, я
пересказал.
… Однажды Шрила Гоур
Говинда Махарадж обьяснял вышеприведённый стих три дня. Почему Кришна
оставил Вриндаван? Никто не может понять. У него было желание,
ведь Он – «вор», и Шрила Гоур Говинда Махарадж обьяснял (это я
не от себя говорю), Кришна думал, как украсть эту любовь. И не
думайте, что это противоречит тому, что говорит Шрила Гурудев.
Духовная реальность подобна бриллианту, у нее не одна грань, а
много-много граней. Итак, Шрила Гоур Говинда Махарадж
обьясняет что Кришна – «вор», и поэтому у него было желание
вкусить три вещи, из которых состоит бхава Шримати Радхарани,
и по этой причине Он оставил Вриндаван. Он думал: «Если Я не
погружу Шримати Радхику в разлуку, Мне никогда не обрести
этого. Пока сердце Шримати Радхики не станет полностью мягким,
у меня нет шанса украсть Её бхаву». Кришна ушел в Матхуру,
Шримати Радхика начала гореть в разлуке и Ее сердце стало
таять в таком состоянии. И в этот момент Кришна вошёл в Её
сердце. Вот почему Рай Рамананда потерял сознание, когда
увидел что Шри Чайтанья Махапрабху – это Сами Шри Шри
Радха-Кришна. Он потерял сознание не потому, что увидел Шри
Шри Радха-Кришну вместе, Он это видел ещё до этого, а потому
что увидел Кришну в сердце Шримати Радхарани, как Тот украл
всё и прикрылся золотым сиянием Шримати Радхарани. Это подобно
тому, как черный стальной прут становится красным в огне. Вот
почему Рамананда Рай потерял сознание.
Итак, мы очень удачливы, что у нас
есть «Шри Чайтанья Чаритамрита», мы очень удачливы, что пришли
в эту сампрадаю. Сейчас мы даже не можем себе представить,
насколько мы удачливы. Шрила Гурудев говорит, что если мы
сможем принять в сердце хотя бы одну каплю из того океана, что
дает Шрила Рупа Госвами, даже если нам придется потратить на это
миллионы жизней, то это будет успех, так как это необычайно
высоко, так возвышенно. И Шрила Гурудев говорил в Бэджере, что
мы должны очень-очень сильно стараться обрести эту каплю, ведь
все вокруг погружены в чувственные удовольствия.
радхара сварупа
- кришна према калпа-лата
сакхи-гана хой
тар паллава-пушпа пата
Шримати
Радхика – это калпа-лата, лиана, удовлетворяющая желания
Кришна-премы. И все Её ветви, листья, манджари, цветы и фрукты
– это всё различные проявления экстатической Любви Шримати
Радхарани к Кришне. Шрила Гуру Махарадж говорит, что если
лиана без цветов, листьев и плодов, то она не привлекательна,
не красива. Таким образом, если Шримати Радхика и Кришна не
прибегают к помощи Своих сакхи, то они не могут вкушать расу.
Это факт. И все эти настроения Любви Шримати Радхики
проявились в форме Шри Рупы Манджари, Она – Её второй образ. И
все остальные манджари – это экспансии Шри Рупы Манджари.
Поэтому очень важно памятовать о наших Госвами:
эи чхай госаир
кори чарана вандан
джаха хойте
вигхна-наш абхишта-пуран
«По
беспричинной милости наших шести Госвами можно устранить все
препятствия на пути бхакти и обрести служение нашей дорогой
Божественной Чете – тогда исполнятся все наши желания»
Нароттам дас Тхакур, Нама-санкиртана,
5.
Сейчас у нас так много
препятствий и преград, но если поклоняться стопам наших
Госвами, памятовать о них, молиться им, то все наши
препятствия будут уничтожены. Но как обрести стопы Шрилы Рупы
Госвами? Сможете ли вы допрыгнуть до верхушки самого высокого
дерева? До того как достичь лотосных стоп Шри Рупы и Шри Рати
Манджари, вы должны развить глубокую любовную привязанность и
служение своему духовному учителю. Где Шри Рупа Манджари – я
никогда не видел её и не встречал. И других Манджари тоже. Но
мы можем видеть нашего Гуру Махараджа. Таким образом, Шрила
Рупа Госвами ещё милостивее Шри Рупы Манджари. Хотя они суть
одно, но Шрила Рупа Госвами ближе к нам, он – парикар
Махапрабху. Махапрабху пришел вкушать (расу), Он никогда много
не распространял. Он распространял через своих «посредников»,
таких, например, как наши Госвами. Но перед тем как осознать
наших Госвами, нужно осознать кто наш собственный Гуру, дикша и шикша Гуру. Без их милости невозможно обрести стопы Шрилы
Рупы Госвами. Однако наша цель – обрести стопы Шрилы Рупы
Госвами, не сомневайтесь в этом. Шрила Гурудев рассказывал,
как однажды он спросил своего духовного учителя: «Гурудев, я
хочу принять прибежище у стоп Шрилы Рупы Госвами». И Шрила
Парам-Гурудев (Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами)
благословил его: «Да-да, конечно, я тоже хочу принять
прибежище у стоп Шрилы Рупы Госвами».
прабху
локанатха кобе сонге лоийа джабе
шри рупера
пада-падме море самарпибе
«Когда
же мой святой учитель, Локанатх Госвами, возьмет меня с собой
и приведет к лотосным стопам Шри Рупы Манджари?» Шрила
Нароттам дас Тхакур, Шри Рупануга-махатмья, 4.
Мы должны иметь твердую веру,
ништху в своего духовного учителя, и также в Шикша-Гуру, а
иначе, как вы сможете развить ништху в Шрилу Рупу Госвами и
остальных Госвами, которых вы никогда не видели? А если у вас
нет ништхи в Шестерых Госвами, то как вы можете иметь ништху в
Шри Шри Радха-Кришну? Чтобы она развилась, сначала нужно
развить ништху в Шри Гуру и Вайшнавов. Хорошо подумайте об
этом. В действительности, что значит принять прибежище у
лотосных стоп Гурудева? Это значит прийти к совершению такого
же служения, что и наш Гурудев совершает. Вот что такое его
прибежище. Обрести ту же самую Враджа-прему, которая есть у
Гуру Махараджа в сердце. Когда мы обретём точно такое же
настроение, тогда это по-настоящему может называться
гуру-падашрая. Понимаете? Так что же значит принять прибежище
Гуру? Это очень сложно. Нужно стать тадатмика. Но это не
просто, это очень возвышенно. На уровне ручи и асакти мы можем
стать тадатмика на 25%. На уровне бхавы, на сколько мы можем
стать тадатмика – немного больше… Но только когда вы станете
полностью совершенны, только тогда вы сможете стать полностью
тадатмика.
Преданный: Когда Махапрабху был в
Гамбхире и вкушал Радха-бхаву, Рупа Госвами был так далеко во
Вриндаване, но он ощущал всё, что Шри Чайтанья Махапрабху
чувствовал и переживал…
Дамодар Махарадж: Между
Вайшнавами нет никакого расстояния. Помните, когда Шрила
Гурудев во время Картика 2002 был в больнице, и он позвонил
нам оттуда в день ухода Парам-Гурудева. Я много над этим
размышлял. Сколько сладости он тогда пролил на нас. Он
говорил: «Мой Гурудев всегда со мной». Я не могу до конца
понять его, я не могу осознать всю его славу своим
материальным умом. И только сейчас, через 10 месяцев, я
немного начинаю понимать:
нама-шрештхам
манум апи шачи-путрам атра сварупам
рупам
тасйаграджам уру пурим матхурим гоштхаватим
радха-кундам
гири-варам ахо радхика-мадхавашам
прапто йасйа
пратхита-крипайа шри-гурум там нато сми
«В
великом почтении я склоняю голову перед Шри Гурудевом, ибо Он
мне дал всесовершенное святое Имя Господа и приблизил меня к
Шри Чайтанье Махапрабху, Сварупе Дамодару, Шри Рупе и Санатане
Госвами. Он привел меня в Матхура-мандалу, во Врадж, на берега
Радха-кунды, к Гирираджу Говардхану и вселил в мое сердце
надежду, что однажды я смогу лично служить Самим Шри Радхике и
Мадхаве». Шрила Рагхунатх дас Госвами, «Шри
Мукта-чарита».
Шрила Гурудев
говорит, что этот стих раскрывает истинные взаимоотношения со
своим духовным учителем. Сколько времени прошло с тех пор, как
наш Парам-Гурудев оставил планету? 30 лет. 30 лет разлуки!..
Но Шрила Гурудев говорил тогда так, как будто он только что
видел его. Таким образом, для истинного Вайшнава не существует
разлуки. Истинный ученик всегда по-настоящему ощущает, что
Шрила Гурудев рядом, непосредственно возле него. Когда Шрила
(Свами) Прабхупада уезжал в Нью-Йорк, кто-то спросил его,
почему он едет один. Он засмеялся: «Один? Мой Гуру Махарадж
никогда не покидает меня!» А на тот момент его Гурудев не
присутствовал на планете уже более 30 лет. Если мы будем
способны ощущать непосредственное присутствие Гурудева, мы
также будем способны ощущать его настроения. И если мы будем
наполнены его настроениями, не может быть и речи о разлуке. Мы
рассуждаем о тадатмика – то да сё. Бросьте… (смеётся). Как
лампочка 60 Ватт может стать тадатмика с 2000 Ватт
электроэнергии? Для этого нужно стать таким же, по его
милости. Это очень высоко. Нам для начала нужно стать
тадатмика хотя бы в том, что касается
вачо вегам
манасах кродха-вегам
джихва вегам
ударопастха-вегам
этан веган йо
вишахета дхирах
сарвам апимам
притхивим са шишьят
«Мудрый,
владеющий собой человек, который способен подчинить себе шесть
побуждений – желание говорить, возбуждение ума, порывы гнева,
требования языка и желудка и возбуждение гениталий, может
давать наставления всему миру. Иными словами, все люди могут
стать Его учениками». Шрила Рупа Госвами, Шри Упадешамрита, 1.
Станьте сначала тадатмика со Шрилой Гурудевой хотя бы в
этом стихе, а потом только можно начать говорить серьезно о
другом. Шрила Рупа Госвами дал всё в своей «Шри Упадешамрите»,
всё, полностью! Не думайте, что первые три стиха применимы
только к садхаке. Вачо вегам также относится и к Гопи. Если
Чандравали спросит: «Эй, скажите, где сейчас Кришна?» - в
ответ (с их стороны) будет молчание, вачо вегам. Манасах
кродха – они не выражают свои эмоции вслух. В противном случае
кто-то может догадаться. Таким образом, все эти стихи
применимы в действительности и к самому высшему уровню. Я не
на этом уровне, это очень высоко, и поэтому я вам больше
ничего не скажу. Всем большое спасибо. Ванча калпха тарубхьяш
ча…
Подготовил и отредактировал: Яшода-кумар дас.
(сентябрь 2004)
|